Григол Катамадзе – о кэшбеке, финансовых расследованиях и «серых» схемах

Так все же – полезен ли Украине опыт Грузии?

Григол Катамадзе учился в Киевском университете, а впоследствии более 10 лет был Чрезвычайным и Полномочным Послом Грузии в Украине. Сейчас Катамадзе возглавляет Ассоциацию налогоплательщиков Украины, а недавно получил украинский паспорт.

Григол Шавлович, почему решили получить украинское гражданство именно сейчас?

С Украиной меня связывает почти вся моя сознательная жизнь. Все эти годы занимался делами Украины, но не мог активно участвовать в общественно-политической жизни, поскольку не был гражданином. Хотя могу предложить стране многое – умения, знания, опыт.

Недавно был принят закон о кэшбеке, который существенно изменит работу предпринимателей. Он будет работать в условиях нашей экономики?

Очень важно, что такие законы принимаются. Насколько они будут действенными – покажет время. Если налоговая будет активно популяризировать эту инициативу – получим позитивный результат. А если противники таких законодательных изменений будут искать и освещать недостатки, ничего не выйдет. В Грузии все получилось благодаря продуманной PR-кампании.

Когда реформировали Грузию, Служба доходов (куда входит таможенная и налоговая служба, работающие в рамках Минфина) также пыталась обязать предпринимателей использовать кассовые аппараты. Не всем эта идея нравилась: некоторые политики пытались организовывать протестные акции. Тогда Служба доходов разработала лотерею с главным выигрышем в 30 тысяч долларов. Чтобы стать ее участником нужен был только чек.

Вы не поверите, но люди не покупали там, где не выдавали чеки. Лотерея длилась полгода. За это время все привыкли к необходимости выдачи чеков. Сегодня все работают с кассовыми аппаратами.

Во многих странах была введена амнистия капитала. Нужна ли она нам?

Когда эксперты нашей ассоциации разработали Либеральный налоговый кодекс, поняли – этого недостаточно чтобы решить накопившиеся проблемы в финансовом секторе. Вместе с кодексом нужно принять и закон о финансовой амнистии. Недавно премьер-министр говорил, что до конца года мы будем принимать законы, направленные на совершенствование администрирования налогов. А уже весной 2020 года вернемся к системным и фундаментальным изменениям налогового законодательства. Надеюсь, к таковым относится и принятие новых налогового, таможенного кодексов и введение иных правил игры. Благодаря новому налоговому кодексу и закону о финансовой амнистии нам бы не пришлось брать взаймы у МВФ.

Но ведь не во всех странах финансовая амнистия дала ожидаемый результат?

Не нужно смотреть на других – целесообразно двигаться своим путем. Нам необходимы системные изменения, которые через три года дадут результат. В Грузии в рамках финансовой амнистии декриминализировали некоторые экономические правонарушения. Бизнесмены, владеющие незаконными капиталами, уплатили определенный процент со своих доходов, таким образом, их легализировав. Благодаря чему бюджет государства неплохо пополнился. Причем, делали это на камеры, чтобы все видели как это происходит.

По вашим подсчетам, сколько в Украине сегодня «прячется» денег в тени?

Наши специалисты рассчитали потери государства по налогам от нелегального оборота средств. По серому импорту это 63-93 миллиарда гривен, зарплата в конвертах – 25-74, оффшорные схемы – 22-36. В этих схемах скрывается практически годовой бюджет страны.

На нашем форуме UKRAINE LEVEL UP 2016 Виктор Ющенко был главным спикером, и он сказал: если вывести из тени 10% экономики, это добавит 180 миллиардов гривен в бюджет.

Выведем из тени 30% экономики, оперируя цифрами, приведенными Ющенко, и пополним бюджет на 540 миллиардов гривен.

Безусловно, сотрудничество с ведущими международными финансовыми учреждениями – залог доверия Украине со стороны крупных мировых игроков. В тоже время, у нас есть возможность, навести порядок в этой сфере и не придется где-то искать деньги. Для этого нужно принять новый налоговый кодекс.

Как быть с введением налога на выведенный капитал? 

Необходимо заменить существующий налог на прибыль налогом на выведенный капитал. В Минфине утверждают – они не могут пойти на такой шаг, поскольку налог на прибыль платят и государство получает деньги. Но, за данными Минфина только 10% компаний платят этот налог. Другие занимаются оптимизацией. Это не нарушение. Хотя, на одной из конференций в Киеве замминистра финансов Эстонии сказала: вы изобретательные люди, ведь оптимизация – это нарушение.

Еще есть у нас такая схема оптимизации, как благотворительные взносы…

За 2 года было выплачено 20 миллиардов гривен благотворительных взносов. Представляете, если бы действительно столько денег шло на благотворительность, как бы жила эта страна?!

Чтобы обойти налог на прибыль платят благотворительные взносы – так выводят деньги. Мы же говорим о необходимости замены налога на выведенный капитал, как это сделали в Грузии, Эстонии.

В Грузии подобная инициатива исходила от правительства. Они заменили налог на прибыль налогом на выведенный капитал, чтобы стимулировать грузинский бизнес. Они так и говорят – несмотря на потери примерно в 260 миллионов долларов, мы инвестировали деньги в развитие грузинского микробизнеса.

Как это работало на практике?

Есть некая компания, получившая прибыль, она могла выбрать две дороги. Если планировала расширить бизнес – реинвестировала в производство, и не платила налог, а забирала дивиденды, роялти, выплачивала благотворительные взносы и т.д. – платила соответствующий налог.

Когда Минфин Грузии предлагал такие изменения – это был шаг вперед, развитие. Спустя 2,5 года, после внедрения налога  на выведенный капитал, с одной стороны были потери, но зато это дало толчок для развития бизнеса. Посмотрите, насколько там развит микробизнес. Нам такие вещи нужно делать.

О Бюро финансовых расследований говорилось много. Так ли нам необходим такой орган?

В течение многих лет общаюсь с бизнесом, и они постоянно твердят о необходимости системных изменений. Прежде всего, нам необходимо собрать абсолютно все функции по контролю над бизнесом и основать один орган, который будет заниматься правонарушениями в экономике. Речь идет о Бюро финансовых расследований. Надеюсь, соответствующий закон во втором чтении примут до 1 декабря.

Необходимо возвращать доверие украинцев к банкам, что крайне непросто…

В Украине в 2014 по 2018 годы, многие финучреждения закрывались, и вкладчики потеряли большие деньги, поэтому сегодня банкам не доверяют.

Чтобы это изменить, стоит принимать соответствующие законы. Например, законодательно закрепить такую норму: государство гарантирует возврат 100% банковских вкладов в случае ликвидации финучреждения. Понимаю,  невозможно обязать это делать коммерческие банки, но если регулятор правильно сработает, они присоединятся. Сделав так, в государственные банки вкладчики понесут деньги, появится конкуренция.

Кстати, в Грузии мощный банковский сектор, который в августе 2008 года смог выдержать российскую агрессию. Только один из пяти дней горячей фазы грузино-российской войны банки были закрыты. Никто ни копейки из банков не забрал. Банковский сектор выдержал, потому что он был очень правильно сформирован.

В Грузии победили коррупцию после Революции Роз, в Украине она процветает даже во время войны. Почему?

Боролись и победили. Не создавали различные органы, а боролись с коррупцией. Были введены понятные правила игры. Сейчас в Украине воюют с последствиями, а необходимо менять правила игры (законы, налоговый, таможенный и другие кодексы).

Например, контрабанду на таможне можно остановить за один день, если есть желание это сделать. Принимаем новые кодексы, которые просты, понятны и одинаково интерпретируются обществом, бизнесом и контролирующими органами. Нет коррупционных лазеек – нет коррупции.

Поділитись новиною:
Останні новини
Схожі новини
Отримуйте кваліфіковану допомогу та захист, навчайтесь, поліпшуйте умови ведення вашого бізнесу та розвивайте свої бізнес-зв'язки разом із АППУ